Операторская экспликация
В подготовительный период многие операторы разрабатывают операторскую экспликацию.
В экспликации фиксируется творческий замысел операторского решения будущего фильма на экране, принятый на основе режиссерской идейно-художественной трактовки сценария. Операторская экспликация — это по существу специальная дополнительная разработка режиссерского сценария в его съемочной части.
В экспликации устанавливаются световые и цветовые решения как павильонных, так и натурных кадров, приемы и съемочные средства, с помощыю которых оператор собирается решать отдельные эпизоды и кадры фильма.
Кроме того, в экспликации оператор излагает свои творческие, технические и производственные соображения по поводу декораций, костюмов, оформления постановки, выбора натурных мест съемок и т. д.
Наконец, в экспликации записывается, какую производственно-техническую подготовку необходимо провести операторской группе для работы над фильмом.
На основе экспликации составляются все необходимые сведения для заполнения монтажно-технических ведомостей, а также технические заявки в соответствующие цеха и отделы студии.
Учитывая экспликационную разработку, оператор и его ассистенты проводят техническую подготовку как для съемок фильма в целом, так и по отдельным объектам на натуре и в павильоне.
В экспликации могут быть указаны и записаны результаты подготовительных работ, проведенных операторской группой фильма — проб пленки, экспонометрического режима съемок в павильоне и на натуре, грима, костюмов, фактур материалов, специальных эффектов и съемочных приемов и т. д.
Полезно иметь в операторской экспликации и специальную разработку техники съемки массовых и батальных сцен, требующих большой организационной и технической подготовки; сцен, снимаемых движущейся камерой, а также с применением специальных эффектов и пиротехники.
Операторская экспликация может включать:список литературного иконографического и иллюстративного материала, который следует проработать и изучить оператору; список иллюстративного материала, фотографий и зарисовок, которые необходимо сделать самому оператору; перечень специалистов, с которыми следует проконсультироваться по вопросам, связанным со спецификой съемки и постановки данного фильма;
перечень музеев, коллекций, собраний материалов, которые следует осмотреть, а может быть, частично и репродуцировать; список натурных мест (иногда и интерьеров), которые могут быть использованы для съемок и которые необходимо предварительно осмотреть; список исторических и географических материалов, которые необходимо проработать для выбора натурных съемок; список возможных натурных мест, а также материалов, определяющих климатические и световые; условия съемки в выбранных местах; описание съемочной техники и материалов, необходимых для съемки фильма (фильтров, оптических насадок, операторских конструкций и т.п.).
Составление операторской экспликации преследует цель всесторонней подготовки оператора к предстоящим съемкам.
Целесообразно дополнять операторскую экспликацию графической разработкой экспозиционных общих планов, массовых сцен, кадров проходов и проездов, панорам и т. д.
Много дискуссий вызвал и вызывает до сих пор вопрос о предварительной эскизной разработке кинокадров.
Предварительная зарисовка кадра на производстве рассматривается не как обязательный эскиз будущей композиции, а как наглядная графическая запись содержания кадра. Такой рисунок помогает наглядно показать то, что обычно записывается в словесной форме в постановочном сценарии и что иногда не дает исчерпывающего представления о задуманном решении кадра.
В рисунке показываются те элементы декорации, которые будут сняты в кадре, элементы натуры, которые следует дооформить или достроить, количество и схема расположения актеров в кадре и т.д.
Для оператора такая графическая разработка, выражающая замысел режиссера и содержащая монтажную и покадровую планировку действия в конкретном месте для конкретного приема съемки (точка зрения, ракурс, план, панорама), имеет большое значение. На основе ее кинооператор может конкретно разработать построение освещения и композицию всех оптических элементов кадра.
Операторская экспликация является важной составной частью постановочного проекта фильма.
Источник: Анатолий Головня «Мастерство кинооператора».pdf
0 комментариев