Анализ сцены. "Дорога перемен"
Рассмотрим несколько коротеньких сцен из фильма «Дорога перемен».
Фрэнк и Эйприл обсуждают с детьми предполагаемый переезд в Париж. На экране мы видим закрытый кадр. Мизансцена построена таким образом, чтобы взгляды всех членов семьи замыкались друг на друге. Ведущие линии* формируют треугольник, который к тому же дублируется светом лампы. Треугольная композиция создает глубину кадра и связывает персонажей между собой.
Ведущие линии — это невидимые линии, которые направляют взгляд зрителя и привлекают внимание к определенным частям кадра. Как правило, персонаж находится в центре внимания зрителя в то время, как элементы фона и реквизит выполняют вспомогательную функцию -они выстраиваются в невидимые линии и фокусируют внимание на главном объекте.
Следом идет другая сцена, действие которой происходит в соседнем доме.
Мы видим заявочный дальний план дома, затем знакомимся с его жителями: Шеп Кэмпбелл начищает ботинки, его супруга Милли прихорашивается у зеркала. На первый взгляд обыденные дела, но обратите внимание на короткий диалог, который состоялся между ними.
Шеп: Милли, где ты, куколка?
Милли: Ты бы переоделся, они скоро прийдут.
Шеп: Ты в этом будешь?
Милли: Тебе нравится?
Шеп: Да… да… Ты отлично выглядишь. Надо соответствовать.
Из диалога мы понимаем, что они оба хотят так сказать «не ударить в грязь лицом» перед соседями. Несмотря на обилие ласковых слов, мизансцена подчеркивает дистанцию между персонажами.
Шеп выпивает на кухне, заглядывает в комнату, где дети смотрят мультфильм. Все внимание детей сосредоточено на телевизоре, к которому сводится и наш взгляд за счет работы ведущих линий. Шеп заходит в кадр, перекрывая телевизор. Создается ощущение, что он и нам мешает смотреть. Но кроме этого в кадре ничего не изменилось, дети не реагируют на его вопросы. На крупном плане мы видим, как Шеп раздосадован. Эта сцена сильно контрастирует со сценой в доме Фрэнка и Эйприл, где семья весело проводит время вместе. Не только игра актеров, но и цвет, свет, мизансцена говорят нам о различиях отношений в этих семьях. Теперь даже зритель думает: «Милли, надо соответствовать соседям».
Шеп выходит на задний двор, камера следит за героем со спины, сопровождая его медленным наездом. Таким образом, посредством камеры передается едва заметное давление ситуации на персонажа. Обратите внимание, когда в кадр включен и сам герой, и объект, на который он смотрит, это создает у зрителя ощущение сопричастности. Шеп смотрит на соседский дом. Он такой большой и светлый, как будто говорит нам: «У соседа все лучше, чем у меня: и семья, и дом, и..»
И жена лучше. Об этом нам расскажут следующие кадры.
Когда Шеп оборачивается на голос жены, он видит сначала ее, затем фокус переводится на фигуру на втором плане. Он уже не слушает жену. Шеп улыбается и теперь мы уже знаем кому.
За такой короткий промежуток времени режиссер показал нам, чем живут эти две семьи, как они отличаются друг от друга, какие отношения их связывают, о чем они думают и что скрывают за улыбками и словами.
3 комментария