Экспозиция: первые кадры фильма

Практика: первые кадры фильмов, экспозиция

Зачастую мы едва ли можем вспомнить первые кадры фильмов, но вовсе не от того, что они плохие или неинтересные, а потому, что мы еще не знакомы с главным героем, не знаем его проблем, не сопереживаем ему, следовательно, на данном этапе еще не сформирована эмоциональная вовлеченность, а значит наша память работает далеко не на все 100. Тем не менее, первые кадры фильма имеют не меньшую ценность, чем все последующие, а в некотором смысле даже большую, ведь именно они должны завлечь зрителя, зацепить, познакомить с главными героями, ввести в предлагаемые обстоятельства, создать атмосферу и, конечно, задать общую стилистику фильма.

Несомненно, началом фильма может послужить что угодно:

  • «адресный план»: общий, панорама, вертолетная съемка и т.д.(«Манхэттен», «Полночь в Париже», «Форрест гамп»,«Леон»);
Практика: Блог им. Chief: манхэттен, леон, полночь в париже, форрест гамп, начало фильма, первые кадры

  • деталь («Чтец», «Яркая звезда»);
Практика: Блог им. Chief: чтец, первые кадры фильма чтец

Практика: Блог им. Chief: яркая звезда, первые кадры фильма

  • крупный план главного героя («Маленькая мисс Счастье», «Ты и я», «Заводной апельсин», «Мечтатели»);
Практика: Блог им. Chief:  мечтатели, ты и я, маленькая мисс счастье, заводной апельсин, первые кадры

  • ноги («Босиком по мостовой», «Достучаться до небес»);
Практика: Блог им. Chief: достучаться до небес, босиком по мостовой, первые кадры

  • спина («Револьвер», «Возвращение в Брайдсхед»);
Практика: Блог им. Chief: револьвер, возвращение в брайдсхед, первые кадры

  • и даже банальная «восьмерка» («Криминальное чтиво»);
Практика: Блог им. Chief: криминальное чтиво, первые кадры фильма

  • пробуждение героя («Вечное сияние чистого разума», «Ванильное небо»);
Практика: Блог им. Chief: вечное сияние чистого разума, ванильное небо, первые кадры фильма

  • сновидение («Аризонская мечта», «8 1/2»);
Практика: Блог им. Chief: аризонская мечта, 8 с половиной, первые кадры фильма

  • интервью («Шоу Трумана», «Воображаемая любовь»);
Практика: Блог им. Chief: воображаемая любовь, шоу трумана, первые кадры фильма

  • стэнд-ап («Энни Холл», «Человек на Луне»);
Практика: Блог им. Chief: энни холл, человек на луне, первые кадры фильма

  • хроника/псевдохроника («Ускользающая красота», «Гудбай, Ленин!», «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», «Титаник»);
Практика: Блог им. Chief: титаник, ускользающая красота, страх и ненависть в лас-вегасе, гудбай ленин, использование хроники в игровом кино

  • ретроспектива(«Амели», «Семейка Тененбаум»);
Практика: Блог им. Chief: амели, первые кадры фильма

Практика: Блог им. Chief: тененбаум, первые кадры фильма

  • легенда («Большая рыба»)
Практика: Блог им. Chief: большая рыба, первые кадры фильма

На самом деле, вариантов тысячи, включая даже отсутствие какого-либо изображения («Адаптация», «Последняя любовь на Земле», «И всё же Лоранс»). Ничто не способно ограничить фантазию режиссера в работе над фильмом (конечно, кроме технического, кадрового и финансового фактора:), но все же главное, на чем фокусируется режиссер, — история. Нет интересной истории — нет фильма. Поэтому не стоит забывать о важности первых кадров фильма, ведь уже с них начинается экспозиция истории. И чем раньше мы узнаем главных героев, их особенности, привычки, взаимоотношения, преимущества и недостатки, тем скорее мы попадемся «на крючок», а значит обязательно увидим конечные титры.

Хорошим примером достойной экспозиции может послужить начало фильма «Что гложет Гилберта Грейпа?».

Практика: Блог им. Chief: что гложет гилберта грейпа, первые кадры фильма

Арни: Пять… девять, десять, одиннадцать… двенадцать, тринадцать, девятнадцать, семнадцать
Гилберт: Арни, съешь кусочек курицы.
Арни: Я не буду курицу, Гилберт.
Гилберт: Хочешь кукурузы?
Арни: Хочу кукурузы.
Гилберт: Тогда ешь кукурузу. Ну как?
Арни: Дряная кукуруза. Гилберт. Они скоро приедут? Потому что мне надо домой.
Гилберт: Очень скоро.
Арни: Я хочу, чтобы они приехали.
Гилберт: Хочешь домой?
Арни: Нет. Хочу увидеть их. Они скоро приедут, а? А сколько еще надо проехать миль, чтобы они приехали, Гилберт?
Гилберт: Три миллиона, дружище.
Арни: Три?
Гилберт: Ну да.
Арни: Ладно. Вон они. Гляди, это они, они! Смотри! Смотри туда! Посмотри на них, Гилберт. Они едут! Жми на сигнал! Жми на сигнал!

Гилберт (закадр): Моему брату Арни скоро испоонится 18. У нас дома по этому поводу устраивают грандиозный праздник. Каждый год мы выходим на шоссе,
чтобы посмотреть на проезжающие мимо трейлеры. Это уже стало нашей традицией.
Они правильно делают, что заезжают в наши края.

из к/ф «Что гложет Гилберта Грейпа?»


Дорога, обрамленная полем, уходит вдаль. Под деревом у самой трассы сидят два брата Гилберт и Арни. Из их диалога мы сразу понимаем, что Арни психически нездоров, а Гилберт изо всех сил старается заботиться о нем. Они находятся в томительном ожидании прибытия трейлеров, потому что это одно из немногих развлечений в такой глуши. И это всё мы узнаем меньше, чем за 3 минуты. Более того, эта маленькая сцена помогает нам проникнуться теплом и сочувствие к персонажам уже в начале фильма, тем самым задавая общий тон картины.

Другой (не менее интересный) пример — фильм Стэнли Кубрика «С шикоро закрытыми глазами».
Практика: Блог им. Chief: с широко закрытыми глазами, первые кадры фильма

Билл: Ты не видела мой бумажник?
Элис: Разве он не на тумбочке?
Билл: Послушай, мы уже опаздываем.
Элис: Знаю. Как я выгляжу?
Билл: Превосходно.
Элис: Как причёска?
Билл: Великолепно.
Элис: Ты даже не взглянул.
Билл: Всё прекрасно. Ты всегда восхитительна.
Элис: Ты оставил Роз номера телефона и пейджера?
Билл: Да, они на холодильнике. Идём?
Элис: Идём. Хорошо. Я готова.
Билл: Как зовут няню?
Элис: Роз. Роз, мы уходим.

из к/ф «С широко закрытыми глазами»


Что может привлечь внимание зрителя более, чем обнаженная натура? Вот-вот.
В первом же кадре Николь Кидман, стоя спиной к камере, сбрасывает черное платье на фоне алых гардин. Ход, конечно, весьма банальный, но как ни странно вполне оправданный для данной истории. Впоследствии мы понимаем, что так размеренно, неспешно и нарочито может раздеваться только женщина, которая утратила власть над мужчиной. Кадры в уборной говорят нам об отсутствии этических барьеров, о долголетней близости, о некоторой невнимательности, возможно, пресыщенности.
Из первой сцены мы узнаем, что главные герои — респектабельная супружеская пара, у которой не все гладко, но они хорошо умеют это скрывать, как от окружающих, так и от себя самих. Несложно представить, куда поведет нас эта история.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что начало фильма, конечно, требует особого внимания режиссера и это вовсе не означает, что оно обязано быть фееричным, а скорее значит то, что даже самые первые кадры должны быть неотъемлемой частью интересной и захватывающей истории.

Комментарии (0) Вконтакте (0)

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Зарегистрируйтесь сейчас!