Зональные линзы
Если Вы когда-либо смотрели «Ночь на Земле» Джима Джармуша или «Бешеные псы» Квентина Тарантино, то, возможно, обращали внимание, что некоторые кадры сняты с невероятно глубоким фокусом. Оказывается, достичь такого эффекта можно с помощью зональных линз.
Зональная линза (split focus diopter lens)- это оптическая насадка, которая позволяет создавать две точки фокуса в одном кадре (на объектах переднего и второго или дальнего плана).
«Гражданин Кейн», режиссер Орсон Уэллс, оператор Грегг Толанд, 1941
Таким образом, у режиссера и оператора есть возможность акцентировать внимание зрителя на объектах различной крупности в одном кадре (деталь и средний план, крупный и общий план).
«Гражданин Кейн», режиссер Орсон Уэллс, оператор Грегг Толанд, 1941
Конечно, добиться акцентирования внимания на объектах переднего и дальнего плана можно и поочередно, используя перевод фокуса, что, в принципе, выглядит более привычно и естественный для зрителя. Но если перед режиссером стоит задача показать два объекта в фокусе одновременно, то использование зональных линз дает значительно более резкий, динамичный и одновременный акцент, который можно использовать для усиления драматического напряжения в кадре и создания визуального конфликта.
«Криминальное чтиво», режиссер Квентин Тарантино, оператор Анджей Секула, 1994
Использование глубокого фокуса — явление не новое, еще в начале ХХ века в мировом кинематографе были попытки достичь такого эффекта. Что касается отечественного опыта использования зональных линз, то в СССР уже в середине 50-х годов кинематографисты столкнулись с такой необходимостью. С началом съемок широкоэкранных фильмов с использованием анаморфотной оптики выяснилось, что у анаморфотных объективов не хватает глубины резкости, а при съемки с близкой дистанции возникали геометрические искажения. Решить эту проблему удалось советскому оператору Михаилу Кириллову, который предложил использовать положительные линзы различной оптической силы, распиленные поперек. Так, в 1962 году он разработал новую методику съёмки, позволяющую с помощью специальных зональных линз получать в кинокадре одновременно резкость первого плана и объектов, сильно удалённых от камеры.
«Я купил папу», режиссер Илья Фрэз, оператор Михаил Кириллов, 1963
Стоит отметить, что использование зональных линз имеет и свои недостатки.
Например, перемещение объекта в кадре или панорамирование раскрывает технологию и создает брак, то же касается появления в кадре горизонтальных линий и неоднородного светлого фона. Во избежании технического брака, оператору приходится использовать статичные кадры, прятать линию перехода линзы, используя вертикальные линии интерьера или темный фон.
«Бешеные псы», режиссер Квентин Тарантино, оператор Анджей Секула, 1991
Но иногда так называемый брак может сыграть режиссеру на руку в создании атмосферы. Например, в эпизоде о собаке Баскервилей, когда Шерлок Холмс признается, что видел огромного хаунда, его бокал попадает как раз на границу линзы и становится размытым, подчеркивая помешательство главного героя.
«Шерлок», режиссер Пол МакГиган, оператор Стив Лос, 2010
Итак, посмотрим, что же представляет собой зональная линза и как она работает.
Линза устанавливается вплотную к оправе объектива. При этом половина объектива, перекрытая линзой, будет иметь фокусное расстояние, представляющее сумму величин оптической силы объектива и оптической силы линзы, как это рассчитывается при съемке с насадочными линзами. Сначала находится оптическая сила объектива, затем она суммируется с оптической силой линзы, а результат опять переводится в фокусное расстояние.
Зональная положительная линза укорачивает фокусное расстояние той части объектива, на которую надета линза. Это позволяет при наведении объектива на резкость по дальнему объекту получать резким передний план, изображение которого формируется объективом с линзой.
«Кэрри», режиссер Брайан Де Пальма, оператор Марио Този, 1976
«Звездный путь», режиссер Роберт Уайз, оператор Ричард Х. Клайн, 1979
«Бумажная луна», режиссер Питер Богданович, оператор Ласло Ковач, 1973
«Дик Трэйси», режиссер Уоррен Битти, оператор Витторио Стораро, 1990
«Три жизни и одна смерть», режиссер Рауль Руис, оператор Лоран Мачуэль, 1996
«Париж, Техас», режиссер Вим Вендерс, оператор Робби Мюллер, 1984
«Последняя любовь на Земле», режиссер Дэвид Маккензи, оператор Джиллз Натгенс, 2011
«Опасный метод», режиссер Дэвид Кроненберг, оператор Питер Сушицки, 2011
«Джанго освобожденный», режиссер Квентин Тарантино, оператор Роберт Ричардсон, 2012
Режиссеру Брайану Де Пальма в фильме «Страсть», используя отражение в зеркале, удалось добиться более двух точек фокусировки в одном кадре.
«Страсть», режиссер Брайан Де Пальма, оператор Хосе Луис Алькайне, 2012
«Эй, маэстро», режиссер Нодар Манагадзе, оператор Леван Пааташвили, 1986
Многие кинематографисты использовали глубокий фокус в своих фильмах, в отдельных сценах или в нескольких кадрах, некоторые из них даже решили использовать линзы постоянно на протяжении всего фильма, либо как стилистический выбор либо потому, что (как они полагают) таким образом лучше отражается реальность. А для таких режиссеров, как Орсон Уэллс, Жан Ренуар, Кэндзи Мидзогути, использование глубокого фокуса и вовсе стало частью фирменного стиля.
Подводя итог, приведу цитату талантливейшего оператора Левана Пааташвили:
«Зональная линза – это все же акцент, и применять его нужно осторожно. Каждая деталь в лоне линзы должна иметь свое место и нести в кадре определенную смысловую нагрузку, не разрушать целостность конструктивного построения, а быть его органичной частью.»
0 комментариев