КиноКухня рекомендует: "Жить своей жизнью"

Кинозал: жить своей жизнью

Теория авторского кино зародилась во Франции в 1950-х годах. С точки зрения теоретиков авторского кино, режиссёр является ключевой фигурой всего кинопроцесса и истинным автором (фр. auteur) кинофильма. Несмотря на то, что кинофильм – это результат сотрудничества целого коллектива, приверженцы авторского кинематографа видят в кинокартине такое же отражение художественного замысла режиссёра, как и в картине художника либо романе писателя.

Авторская теория ассоциируется с «французской новой волной». Впервые она была сформулирована на страницах журнала Cahiers du cinéma ведущими фигурами «новой волны» (Франсуа Трюффо, Жан-Люк Годар, Эрик Ромер, Клод Шаброль, Жак Риветт, Андре Базен). В терминах «авторского кино» было принято рассматривать и так называемое «новое немецкое кино» 1970-х (Вернер Херцог, Вим Вендерс, Фолькер Шлёндорф, Райнер Вернер Фассбиндер, Александр Клюге).

Так в чем же суть авторского кинематографа?

Как бы это банально не прозвучало, но суть как раз в авторе, а точнее в замысле и авторской реализации этого замысла. Под термином «замысел» понимается нечто большее, чем идея фильма. Замысел охватывает судьбы героев, их характеры, их взаимодействие, а также обстоятельства их жизни на экране. Таким образом, режиссер стремится создать определенный мир и наполнить его жизнью.

Как говорил Андрей Тарковский: " Художник начинается тогда, когда в его замысле или в его ленте возникает свой особый образный строй, своя система мыслей о реальном мире и режиссер представляет ее на суд зрителям, делится ею со зрителем как своими самыми заветными мечтами. Только при наличии собственного взгляда на вещи режиссер становится художником, а кинематограф — искусством."

Здесь и возникает пресловутый «авторский почерк», «фирменный стиль», отличающий представителей авторского кинематографа. Но как это ни странно, главный феномен авторского кино, как раз заключается в оборотной его стороне — человеке, сидящем перед экраном. Ведь недаром говорят, у авторского кино «свой» зритель.

«Что такое публика? Для меня это люди, которые напоминают меня самого. Ты не можешь писать письма тем, кого не только не знаешь, но даже вообразить не можешь. Зато иной раз читаешь книжку, смотришь фильм и говоришь: «Как здорово! Он думает, как я!» /Отар Иоселиани/

Таким образом, авторское кино не стремится стать кассовым, но стремится найти зрителя, струны души которого сможет задеть.

На мой взгляд, одним из наиболее мощных инструментов авторского кино, естественно, как и кино в целом, является ритм, но в случае авторского произведения киноискусства ритм зачастую нарушает привычное течение экранного времени, и скорее отражает состояние автора, его собственный ритм, подчиняющийся исключительно авторскому замыслу, что не всегда резонирует со зрителем. Но настроившись на волну автора, вы можете испытать истинное удовольствие, и оно того стоит.

Подводя итоги, сегодня хочется поделиться такой вот изначально не воспринятой мной всерьез, тем не мене за несколько дней «настоявшейся», как хорошее вино, изумительной кинолентой одного из известнейших представителей «французской новой волны» Жан-Люка Годара «Жить своей жизнью», Франция, 1962г.

Я думаю, что мы отвечаем за свои поступки. Мы свободны. Я поднимаю руку, и я в ответе за это. Поворачиваю голову, я в ответе за это. Я несчастна, я в ответе и за это. Я курю, я в ответе за это. Закрываю глаза и в ответе за это. Я забываю, что за все отвечаю, но это так. Я тебе говорила, что нельзя сбежать, все зависит от нас. Можно интересоваться чем-то, думать, но надо принимать все таким, как оно есть. Послание – это послание, тарелки – это тарелки, мужчины – это мужчины, а жизнь – есть жизнь.
/Нана, «Жить своей жизнью»/

Комментарии (0) Вконтакте (0)

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Зарегистрируйтесь сейчас!