Анализ фильма "Водная жизнь"

Субъективно о кино: водная жизнь, стив зиссу, уэс андерсон, обзор фильма, анализ фильма уэса андерсона

Предметный анализ отдельных образцов мировой синематеки — не только полезное, но и чрезвычайно увлекательное упражнение для начинающих кинематографистов. Такая практика неоднократно упоминалась в интервью и мастер-классах многих успешных кинорежиссеров.

Сегодня под моим увеличительным стеклом оказался фильм «Водная жизнь»(2004) американского кинорежиссера Уэса Андерсона; в меру своих возможностей попробую провести некоторый скромный, субъективный анализ этой чудной киноленты.

Статья может содержать спойлеры, поэтому она рекомендована к прочтению тем, кто заблаговременно ознакомился с картиной.

Несомненно, Уэс Андерсон — обладатель неповторимого авторского стиля, его работы отличаются уравновешенной композицией, яркой и в то же время лаконичной цветовой палитрой, а также совершенно неподражаемой игрой актеров. Фильмы Андерсона — это всегда в каком-то смысле метафора жизни, воплощенная на экране посредством оригинальной, по-настоящему авторской формы.

Субъективно о кино: водная жизнь, стив зиссу, уэс андерсон, обзор фильма, анализ фильма уэса андерсона

В основе сюжета история некогда популярного океанографа Стива Зиссу, карьера которого достигала той точки, в которой герой неизбежно сталкивается с творческим и, пожалуй, даже возрастным кризисом. Его фильмы год от года становятся все более пафосными и менее интересными, его команда утратила боевой дух, а судно семейной жизни давно дало трещину. И тем не менее, неутомимый исследователь отправляется в новую экспедицию на поиски ягуаровой акулы, жертвой которой стал его соратник и близкий друг Эстебан, в компании весьма неоднородного экипажа: бывшая жена-миллионерша, беременная репортерша и внезапно объявившийся внебрачный сын Нэд.

Субъективно о кино: водная жизнь, жак-ив кусто, билл мюррей, стив зиссу, уэс андерсон, обзор фильма, анализ фильма уэса андерсона

Если вы помните увлекательные приключения выдающегося документалиста и исследователя мирового океана Жак-Ива Кусто, то непременно найдете некоторое сходство с «Водной жизнью» Уэса Андерсона. Во многом вдохновленный работой команды Капитана Кусто, Уэс создает свой удивительный экранный мир с чудаковатыми персонажами в красных шапочках, сложным многоуровневым судном «Белафонте», желтой субмариной и собственным «Моби Диком». Режиссер использует тонкое преувеличение, приводя все (от костюмов до взаимодействия героев) в комичный абсурд с нотками лирической меланхолии.

Субъективно о кино: водная жизнь, стив зиссу, уэс андерсон, обзор фильма, анализ фильма уэса андерсона

Одной из отличительных особенностей авторского почерка Уэса является безвременье. Большое внимание режиссер уделяет подбору реквизита: наполняя свой вымышленный мир «вещами из разных времен», он создает особую стилистическую эклектику.

«С самого начала я почти бессознательно пытался не уточнять, где именно происходит действие в моих фильмах, и наполнять их деталями, не принадлежащими ни к какому конкретному временному периоду. В этом фильме, например, есть реквизит и гаджеты из 70-х, 60-х и даже 50-х. Это просто случайность — я люблю старые вещи, которые превращают любой фильм в затерянный во времени и пространстве «Синий бархат». Мне нравится ощущение смещения реальности».
/Уэс Андерсон/

Субъективно о кино: водная жизнь, стив зиссу, уэс андерсон, обзор фильма, анализ фильма уэса андерсона

Особый интерес вызывает целый ряд вещей, созданных специально для команды: одежда (от трусов до свитера), обувь, гидрокостюмы, шлемы, открытки и даже кольца — все с эмблемой «Zissou», но самое любопытное — это красные шапочки (непосредственная отсылка к Жак-Иву Кусто), обратите внимание, они все разные.


Цвет в картинах Уэса, на мой взгляд, играет определяющее значение. Изображение выглядит очень лаконичным и контрастным, а главное целостным за счет умелого использования цвета в каждом кадре. На протяжении всего фильма на экране превалирует несколько доминирующих цветов. Красные шапочки (или ласты) и голубая (или зеленоватая) экипировка команды дополняется яркими желтыми акцентами: будь то джип, подводная лодка, гитара, сумка, акваланг, мотор, холодильник или питон. За счет использования чистых базовых цветов режиссеру удалось значительно усилить контраст изображения.

Субъективно о кино: водная жизнь, стив зиссу, уэс андерсон, обзор фильма, анализ фильма уэса андерсона

Интересно, что большинство кадров с участием команды Зиссу снята в теплом балансе, тогда как команды его давнего соперника Элистера Хеннесси — в холодном с преобладанием белого и синего цветов. В сцене нападения пиратов на судно «Белафонте» цветовой баланс, как средство художественной выразительности, играет немаловажную роль. Когда пираты штурмуют корабль, баланс — холодный, но в момент принятия капитаном Зиссу отважного решения бороться и спасать свой экипаж, баланс меняется на теплый.

Субъективно о кино: водная жизнь, стив зиссу, билл мюррей, уэс андерсон, обзор фильма, анализ фильма уэса андерсона


Обратите внимание, критические моменты фильма включают элементы флешбека. Например, в сцене с пиратами Зиссу вспоминает момент гибели Эстебана, что, по сути, и сподвигло его на новую экспедицию, а в момент крушения самолета Стив переживает заново свою первую встречу с Нэдом. Кстати, в этой сцене кадры воспоминаний перемежаются с кадрами воды, красными и белыми вставками, создавая ощущение тревоги и усиливая сопереживание главным героям.


Отдельно стоит упомянуть о стилистике съемки. Первое, что бросается в глаза — это центральная (уравновешенная) композиция, характерной особенностью которой является статичность и уплощенность изображения, преодолеть которую удалось за счет использования широкоугольной оптики.

Субъективно о кино: водная жизнь, стив зиссу, уэс андерсон, обзор фильма, анализ фильма уэса андерсона

Следует также отметить преимущество использование широкоугольной оптики для съемки крупных планов, линза позволяет добиться явного доминирования объекта на переднем плане, а в некоторых случаях еще и добавить кадру немного комичности.

Субъективно о кино: водная жизнь, стив зиссу, уэс андерсон, обзор фильма, анализ фильма уэса андерсона

Что же касается съемки диалогов, то вместо привычной для зрителя «восьмерки» Уэс демонстративно подводит актеров к камере и дает им возможность (не меняя при этом крупности) болтать, сколько им заблагорассудится, а зрителям как бы подслушивать их непринужденную беседу.

Субъективно о кино: водная жизнь, стив зиссу, уэс андерсон, обзор фильма, анализ фильма уэса андерсона

Резкие повороты камеры, нелепые наезды и отъезды с помощью трансфокатора, съемка с плеча и другие приемы псевдодокументалистики режиссер умело сочетает с длинными фронтальными и боковыми треками на рельсах (в том числе track-in, когда камера физически перемещается на объект, меняя крупнось) и сложнейшими панорамами, выполненными с помощью операторского крана.


Также неоднократно используется прием кадрирования персонажей с помощью объектов переднего плана, в данном случае иллюминатора.

Субъективно о кино: водная жизнь, стив зиссу, уэс андерсон, обзор фильма, анализ фильма уэса андерсона

И, конечно, не обошлось без фирменных «маниакально-педантичных» кадров Андерсона, которые встречаются едва ли не во всех его картинах.

Субъективно о кино: водная жизнь, стив зиссу, уэс андерсон, обзор фильма, анализ фильма уэса андерсона

Очень занятно режиссер пользуется приемом «взгляд в камеру» (в театре он еще называется «разрушение четвертой стены»). В некоторых случаях такие кадры являются частью так называемого point of view (когда мы сначала видим героя, а затем то, что он видит), иногда частью псевдодокументальной стилистики, а иногда это просто способ привлечь внимание зрителя. Считается, что момент, когда персонаж на экране смотрит в камеру, психологически воспринимается так, будто он смотрит непосредственно зрителю в глаза, а значит и слова, и действия героя будут восприниматься зрителем с бóльшим интересном.

Субъективно о кино: водная жизнь, стив зиссу, уэс андерсон, обзор фильма, анализ фильма уэса андерсона

Если вы были внимательны, то заметили, что водный мир, созданный режиссером, полон диковинных животных. Модели морских обитателей были специально разработаны и оживлены с помощью стоп-моушен анимации.

Субъективно о кино: водная жизнь, стив зиссу, уэс андерсон, обзор фильма, анализ фильма уэса андерсона


Как и в любом хорошем фильме, в «Водной жизни» есть маленькие сквозные элементы, которые играют объединяющую роль. Например, на протяжении фильма на судне несколько раз выбивает свет, периодически забавный португалец поет песни Дэвида Боуи.

Субъективно о кино: водная жизнь, стив зиссу, уэс андерсон, обзор фильма, анализ фильма уэса андерсона

«Водная жизнь» — фильм в хорошем смысле обыкновенный в рамках необыкновенного стиля Уэса Андерсона, который смешно и задумчиво с тонкой иронией повествует о серьезных вещах.
Вместо заключения
Для чего важно анализировать фильмы? Вовсе не для бессмысленного копирования чужих приемов, но для осознания способов достижения целостности картины и развития режиссерского чутья:)

Субъективно о кино: водная жизнь, стив зиссу, билл мюррей, уэс андерсон, обзор фильма, анализ фильма уэса андерсона

Субъективно о кино: водная жизнь, стив зиссу, уэс андерсон, обзор фильма, анализ фильма уэса андерсона

Субъективно о кино: водная жизнь, стив зиссу, уэс андерсон, обзор фильма, анализ фильма уэса андерсона

Субъективно о кино: водная жизнь, стив зиссу, оуэн уилсон, уэс андерсон, обзор фильма, анализ фильма уэса андерсона

Субъективно о кино: водная жизнь, стив зиссу, уэс андерсон, обзор фильма, анализ фильма уэса андерсона

Субъективно о кино: водная жизнь, стив зиссу, уэс андерсон, обзор фильма, анализ фильма уэса андерсона

Комментарии (0) Вконтакте (0)

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Зарегистрируйтесь сейчас!